Часто случается, что человек не знает, как ответить на оскорбление…
Сталкиваться с грубостью время от времени приходится каждому человеку. Оскорбления в свой адрес слышать не хочется никому. При этом немногие знают, как вести себя с хамом, отвечать на грубость, чтобы не пришлось впоследствии копить обиду, злиться, бороться с депрессией.
Последняя в большинстве случаев возникает у людей, предпочитающих «не замечать» оскорблений. Возможен и иной сценарий. Многие своими необдуманными поступками, словами провоцируют грубияна на серьезный конфликт. В результате начинается междоусобная война, способная длиться много лет. Избежать этого вполне возможно. Нужно лишь понять, как отвечать на оскорбления так, чтобы у обидчика не было возможности продолжить конфликт.
Кто вас оскорбляет?
Отвечать на оскорбления психологи рекомендуют с учетом того, кто именно является участником конфликта. Если это близкие люди, имеет смысл честно сказать о том, что слова оскорбителя задели оппонента, обсудить ситуацию, выяснить отношения.
Незнакомого обидчика рациональнее всего игнорировать. В этом случае его поведение не получает положительного подкрепления. Безусловно, бывают ситуации, когда невозможно не отреагировать на грубость, но это частности. Рекомендации для таких случаев строго индивидуальны.
Оскорбления коллеги по работе, начальника игнорировать не всегда возможно. При этом следует помнить, что аккуратный уход от конфликтной ситуации всегда выгоднее бурной ссоры.
Психологи советуют не отвечать на колкости коллег, а начальников-самодуров представлять маленькими кричащими и дерущимися детьми. Это помогает легче перенести конфликт, придает внутреннюю силу. Со стороны последнее достаточно заметно, в том числе и оскорбителю. В большинстве случаев он выберет в следующий раз более податливую «жертву».
Практические советы оскорбленным
Первое правило при ответе на оскорбление – не опускаться до взаимных упреков и обвинений. Не стоит поддаваться манипулятивному воздействию грубияна и хама. Гораздо конструктивнее действует тактика задавания вопросов. Они, безусловно, должны быть по существу оскорбления.
Например, можно спросить у хама, почему он так считает, что именно он хотел сказать, почему лично его интересует конкретный факт или ситуация. Обычно такие вопросы ставят оскорбителя в тупик. Также отлично работают фактические, альтернативные, наводящие вопросы. Они увеличивают шансы повернуть диалог в конструктивное русло.